Переключатель версий
Статистика
- Посетители : 94
- Материалы : 339
- Количество просмотров материалов : 1379502
Онлайн-урок в Алтайском районе
- Просмотров: 3245
Материалы урока скачать
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».
Цели урока: повторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.
Задачи урока:
- Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
- обучать школьников анализу текста.
- Развивающие задачи:
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать умения решать тестовые задания.
- 3. Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум в режиме видеоконференции в ресурсе СДО НП «Телешкола».
Ход урока
1. Орг. момент
Приветствие.
- Обратите внимание на тему урока
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Определение цели урока)
В русском языке достаточно часто используются ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое.
Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУсоставное предложение.
А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до ОДНОГО - это ОДНОсоставное предложение.
2. Работа с теоретическим материалом
- Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся односоставные предложения (по наличию в них главных членов предложений)?
- Какие группы односоставных предложений с главным членом сказуемым нам известны?
- Какие группы односоставных предложений с главным членом подлежащим нам известны?
- Итак, перед нами схема «Односоставные предложения». (Открыть файл: «Схема…»)
- Комментарий таблицы.
Ответьте на вопросы:
- Какие предложения называются односоставными?
- Чем они отличаются от двусоставных?
- Чем отличаются назывные предложения от других односоставных?
- Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?
3. Анализ текста
- Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения. Откройте файл под названием «Анализ текста».
- Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
- - Какова тема стихотворения? (тема Родины)
- - В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)
- - Что такое аршин?
Старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Линейка, планка длиной 0,71 м. для измерения
- Как вы понимаете слово стать?
Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад.
- Какое значение слова используется?
Переносное
- Определите структуру предложений, назвав основы.
1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола.
2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.; 2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)
На этом анализ текста закончен.
4. Выполнение тренировочных упражнений
Выполните синтаксический разбор предложения
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
(Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр., осл. деепричастием, обращением.)
Откройте файл с тренировочными упражнениями.
Задание №1.
Цель: учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; находить среди предложений односоставные безличные предложения.
1. Прочитайте предложения, назовите основы предложений, вид, если предложение односоставное.
- Приятно пахнет сосна. – Пахнет смолистой сосной.
- Быть сильному дождю. – Скоро будет сильный дождь.
- Мне некого больше любить. – Я буду крепко любить тебя.
- И это был пруд. – И было темно.
- Кто-нибудь был дома? – Никого не было.
Задание №2.
Цель: учиться находить основу предложения, отличать односоставное предложение от двусоставного; вспомнить прекрасные строки А. С.Пушкина.
Определите, односоставное или двусоставное предложение перед вами.
- Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
- Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад…
- Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье…
- Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
- Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид.
Задание №3
Подчеркните основу предложения. Определите вид односоставных предложений.
- Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина)
- Изба лесничего. Медвежье царство.
- Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун)
- Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)
- Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц)
- Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)
- Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)
- Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)
- Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер)
- Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков)
- Ожидание парохода. Соловьи. Весна. (М.Алигер)
- И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц)
- Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов)
- Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова).
- Лес. Палатка. Плеск речной воды. (А.Яшин).
- От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин).
- Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин).
- У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун)
5. Подведение итогов урока.
- Какие предложения называются односоставными?
- Как можно отличить односоставные предложения от двусоставных?
- Назовите виды односоставных предложений.
- Итак, мы повторили сведения обо всех типах односоставных предложений. Посмотрим, насколько вы усвоили данный материал.
Вам предстоит выполнить тесты. Откройте файл «Итог урока», выполните задания.
Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.
1. Односоставное определённо-личное предложение.
- А) Зима.
- Б) Умную голову почитают смолоду.
- В) Как чувствуешь себя?
- Г) Светает.
2. Односоставное неопределённо-личное предложение.
- А) На Бога надейся, а сам не плошай.
- Б) Цыплят по осени считают.
- В) Мне грустно.
- Г) Тишина.
3. Односоставное безличное предложение.
- А) Вот и мама!
- Б) У соседа ума не займёшь.
- В) А судьи кто?
- Г) В саду темно.
4. Односоставное назывное предложение.
- А) Дрожит как лист на осине.
- Б) Сильнее кошки зверя нет.
- В) По росту одежду кроят.
- Г) Какое дивное утро.
Задание № 2. В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?
1. К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)
- А) нужно относиться с уважением
- Б) нужно
- В) относиться
- Г) нужно относиться
2. Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)
- А) осматривай
- Б) осматривай со стороны
- В) деяние со стороны
- Г) со стороны его вреда и пользы
3. Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)
- А) следует доводить
- Б) следует доводить до конца
- В) следует
- Г) доводить
4. Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)
- А) никого так не презирают
- Б) никого так не презирают в народе
- В) не презирают
- Г) не презирают в народе
5. Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)
- А) нет
- Б) нет ничего
- В) непреодолимого нет ничего
- Г) на свете нет ничего
6. Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими. ( Н. Новиков.)
- А) презирать и гнушаться
- Б) стыдно
- В) стыдно презирать
- Г) стыдно презирать и гнушаться
Ответьте на вопросы:
- Какую тему повторили сегодня на уроке? Где может пригодиться данная тема?
- Что было самым трудным на занятии сегодня?
- Какую оценку поставили бы сами себе за урок?
Спасибо за внимание! До свидания!