Переключатель версий

Статистика

  • Посетители : 132
  • Материалы : 216
  • Количество просмотров материалов : 344191

Взаимодействие координаторов, сетевых педагогов и обучающихся в ОО как фактор успешного внедрения ФГОС

 Валентина Александровна Кривошеева

Почётный работник общего образования Российской Федерации, 

учитель русского языка и литературы 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Абакан

 

Ирина Ивановна Елисеенко

Почётный работник общего образования Российской Федерации, 

 учитель немецкого языка 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Абакан

 

Взаимодействие координаторов, сетевых педагогов и обучающихся в ОО как фактор успешного внедрения ФГОС

Отличительной особенностью нового государственного образовательного  стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на любом уровне общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка школьников в информационно - коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Комплексный электронный образовательный продукт «Мобильная Электронная Школа» («МЭШ») позволяет реализовать дидактические возможности инновационных технологий, эффективно организовать индивидуальную и коллективную работу школьников, обеспечивая тем самым целенаправленное развитие их самостоятельной деятельности.

Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих задач: 

- проанализировать имеющиеся информационно-методические условия реализации основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования в соответствии с ФГОС; 

- определить и описать структурные элементы формируемой модели «МЭШ» как составляющей информационно-образовательной среды образовательной организации;

- апробировать разработанную модель «МЭШ» при оптимизации образовательного процесса в образовательной организации в условиях реализации ФГОС. 

Обучение с помощью сетевых технологий стало популярным способом приобретения новых знаний и навыков, так необходимых на современном рынке труда. Сегодня в школы пришли и получили распространение виртуальные формы обучения, которые позволяют реализовывать дистанционные олимпиады,  вебинары,   on-line семинары, круглые столы и другие разнообразные формы обучения.

В связи с этим огромную роль играет взаимодействие всех субъектов образовательных отношений для успешной реализации ФГОС. Особенно хочется подчеркнуть роль школьного координатора «МЭШ» в создании условий для активизации работы сетевых педагогов. Одна из основных функций координатора – это организация мобильных творческих групп учителей-предметников для работы с ресурсом «МЭШ». В такие группы входят учителя, хорошо владеющие ПК, знающие программы и подпрограммы, с которыми им придётся работать, и понимающие возможности «МЭШ» для успешного внедрения ФГОС. Кроме этого, на наш взгляд, они должны видеть перспективы применения данной платформы.

Как создать такие группы, как мотивировать учителей? Несомненно, что существуют различные формы мотивации и поощрения педагогов, эффективно реализующих  «МЭШ» в образовательной организации.

Во-первых, денежное вознаграждение из средств стимулирующего фонда образовательной организации. Для этого необходимо, чтобы в оценочных листах содержался либо критерий «Эффективность работы педагога в «МЭШ», либо «Использование ИКТ-технологий  в педагогической или иной деятельности». Лучше, если этот критерий будет содержать фиксированное количество баллов.

Во-вторых, при формировании аттестационного портфолио на квалификационную категорию в критерии №3  «Эффективность педагогической деятельности по реализации образовательного процесса» в пункте 2.2. «Эффективно использует различные формы и методы обучения; новые образовательные технологии (проектная деятельность, ИКТ - технологии,  исследовательская деятельность и др.)» педагог укажет работу в «МЭШ» как новую форму обучения или новую образовательную технологию. Также в критерии №4 «Вклад педагога в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания» в пункте 2. «Обобщение и распространение опыта» можно включить тематику выступлений по итогам собственной работы в «Мобильной Электронной Школе», приложив копии документов, подтверждающих фактические данные.

В-третьих, возможны награждения грамотами или благодарственными письмами, отличившихся педагогов, как на уровне образовательной организации, так и по линии ГКУ РХ «ХЦИО», что также даёт дополнительные баллы в критерии №5 «Личностный профессиональный рост педагога»,  пункт 4 «Награды и поощрения педагога».

Говоря о взаимодействии всех субъектов образовательных отношений для решения задач, поставленных в ФГОС, необходимо выделить те позиции, которые, на наш взгляд, дают использование комплексного электронного образовательного продукта «МЭШ». Опираясь на Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273, образовательная организация должна предоставить одинаковые возможности для обучения всем детям, и помощником  в реализации этого закона служит «Мобильная Электронная Школа».

Мы сегодня обучаем детей разных стартовых возможностей, разного уровня здоровья. В «МЭШ» работа ведётся по следующим направлениям:

1.Дистанционное обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в том числе и обучающихся, находящихся на домашнем обучении. Здесь организуем работу сетевого педагога  как непосредственно с ребёнком, так и с родителями. Очень эффективно использовать в данном случае разделы «Личные сообщения» и «Видеоконференция».

2.Работа с одарёнными детьми. Правильно подобранные задания дают возможность сетевому педагогу организовать занятия как индивидуально, так и в группах. Наиболее сложные задания уместно решать сетевому педагогу во взаимодействии с координатором дистанционного обучения в образовательной организации с привлечением наиболее подготовленных ассистентов из числа обучающихся.

3.Работа со слабоуспевающими обучающимися. Для ликвидации пробелов в знаниях очень хорошо использовать игры-тренажёры, особенно для учеников, которым трудно даётся теория. Разноуровневые задания и тесты-подсказки также дают положительный эффект.

4.Эффективная подготовка учителя и обучающегося к уроку. Следует отметить, что возможности ресурса «Мобильная Электронная Школа» в этом направлении не ограничены. Конспекты уроков, видео и аудиоматериал, фрагменты художественных фильмов, виртуальные экскурсии, опыты, географические путешествия и многое другое дают возможность педагогу экономить собственные ресурсы и собственное время, обучающемуся – готовить выступления, рефераты, презентации, глубже погружаться в мир тех наук, которые для него особенно значимы. 

Следует также отметить роль сетевого педагога как одной из ключевых фигур при организации и ведении учебного процесса в условиях реализации «МЭШ». Сегодня роль сетевого педагога (далее СП) – это осуществление сопровождения обучающихся в условиях освоения учебных дисциплин с использованием технологий дистанционного обучения. Он работает как непосредственно с обучающимися на основе образовательного ресурса «Мобильная Электронная Школа», так и с педагогами-кураторами (педагогами-предметниками), осуществляющими обучение детей на дому. СП оказывает методическую помощь педагогам-кураторам в освоении и использовании образовательного ресурса «МЭШ», а также в организации и проведении индивидуальных консультаций, видео-уроков для  группы школьников, оптимальная численность которой составляет 15 человек. Сетевой педагог работает с одной или несколькими группами (это зависит от численности обучающихся, изъявивших желание изучать тот или иной предмет и от нагрузки самого сетевого педагога).

Таким образом, говоря о взаимодействии координаторов дистанционного обучения, сетевых педагогов и обучающихся в образовательной организации, мы отмечаем, что использование комплексного электронного образовательного продукта «Мобильная Электронная Школа» влияет на успешность внедрения ФГОС и зависит от заинтересованности самих педагогов и от активного участия в реализации образовательных стандартов остальных субъектов образовательных отношений.

Министерство
образования и науки
Российской Федерации
Министерство
образования и науки
Республики Хакасия
Портал
государственных услуг

Российской Федерации
Федеральный институт
педагогических
измерений
Официальный
информационный

портал ЕГЭ
Федеральный
центр

тестирования
Официальный
информационный

портал ГИА