Переключатель версий

Статистика

  • Посетители : 132
  • Материалы : 315
  • Количество просмотров материалов : 565018

Онлайн-урок в Алтайском районе

Материалы урока скачать

Урок  русского  языка  в  8  классе

Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».

Цели урока: повторить и  систематизировать изученный материал об односоставных предложениях; учиться различать их виды.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:
  • закрепить полученные знания об односоставных предложениях;
  • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в простом предложении;
  • обучать школьников   анализу текста.
  1. Развивающие задачи:
  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать умения решать тестовые задания.
  1. 3.    Воспитательные задачи:
  • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока: урок-практикум в режиме видеоконференции в ресурсе СДО НП «Телешкола».

Ход урока

1. Орг. момент

Приветствие.

  • Обратите внимание на тему урока
  • Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Определение цели урока)

В русском языке достаточно часто используются ОДНОСОСТАВНЫЕ предложения, т.е. такие предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее или сказуемое.

Если в предложении есть подлежащее и сказуемое, то мы считаем до ДВУХ: перед нами ДВУсоставное предложение.

А если в предложении только один главный член предложения? Мы считаем до ОДНОГО - это ОДНОсоставное предложение.

2. Работа с теоретическим материалом

  • Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся односоставные предложения (по наличию в них главных членов предложений)?
  • Какие группы односоставных предложений с главным членом сказуемым нам известны?
  • Какие группы односоставных предложений с главным членом подлежащим нам известны?
  • Итак, перед нами схема «Односоставные предложения». (Открыть файл: «Схема…»)
  • Комментарий таблицы.

Ответьте на вопросы:

  • Какие предложения называются односоставными?
  • Чем они отличаются от двусоставных?
  • Чем отличаются назывные предложения от других односоставных?
  • Что объединяет определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?

3. Анализ текста

  • Односоставные предложения могут быть и частью сложного предложения. Откройте файл под названием «Анализ текста».
  • Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Умом Россию не понять».

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

  • - Какова тема стихотворения? (тема Родины)
  • - В каких словах выражается любовь к Родине? ( Аршином не измерить, особенная стать, можно верить)
  • - Что такое аршин?

Старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Линейка, планка длиной 0,71 м.  для измерения

  • Как вы понимаете слово стать?

Телосложение, общий склад фигуры. Перен. Характер, внутренний склад.

  • Какое значение слова используется?

Переносное

  • Определите структуру предложений, назвав основы.

1 предл. – простое, односоставное, безличное, сказуемое выражено неопределённой формой глагола.

2 предл. – сложное, бессоюзное, состоит из 3 частей: 1 – односост., безл.;  2 – односост., назывное; 3 – односост., безл.)

На этом анализ текста закончен.

4. Выполнение тренировочных упражнений

Выполните синтаксический разбор предложения

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

(Вопр., невоскл., простое, односост., опред.-личное, сказуемое выражено глаголом 2 лица ед.числа, распр.,  осл. деепричастием, обращением.)

Откройте файл с тренировочными упражнениями.

Задание №1.

Цель: учиться отличать односоставные предложения от двусоставных; находить среди предложений односоставные безличные предложения.

1. Прочитайте предложения, назовите основы предложений, вид, если предложение односоставное.

  • Приятно пахнет сосна. – Пахнет смолистой сосной.
  • Быть сильному дождю. – Скоро будет сильный дождь.
  • Мне некого больше любить. – Я буду крепко любить тебя.
  • И это был пруд. – И было темно.
  • Кто-нибудь был дома? – Никого не было.

Задание №2.

Цель: учиться находить основу предложения, отличать односоставное предложение от двусоставного; вспомнить прекрасные строки А. С.Пушкина.

Определите, односоставное или двусоставное предложение перед вами.

  • Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле.
  • Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей. Дохнул осенний хлад…
  • Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье…
  • Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.
  • Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид.

Задание №3

Подчеркните основу предложения. Определите вид односоставных предложений.

  • Брожу по набережной снова. (Ю.Друнина) 
  • Изба лесничего. Медвежье царство.  
  • Повеет полем, первой бороздой. (Н.Браун) 
  • Загляну в глаза волжанки. (А. Пришелец)  
  • Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг. (О.Берггольц)
  • Весны без грозы не бывает. (К.Кулиев)
  • Все грущу о шинели.(Ю.Друнина)
  • Её (черёмуху) ломают ветками огромными. (Л.Татьяничева)
  • Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелет. (М.Алигер) 
  • Тянет холодом зимних дней. (А.Сурков)    
  • Ожидание парохода. Соловьи. Весна.  (М.Алигер)      
  • И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днем. (О.Берггольц)
  • Его везли из крепости, из Бреста.( К.Симонов)          
  • Хлестало в окна дождиком косым. (В.Тушнова).     
  • Лес. Палатка. Плеск  речной воды. (А.Яшин).   
  • От далёких и близких почты жду новогодней. ( А.Яшин).    
  • Багровые горизонты. Оборванные провода. (П.Вегин).  
  • У одержимых нет дороги вспять. (Н.Браун)

5. Подведение итогов урока.

  • Какие предложения называются односоставными?
  • Как можно отличить односоставные предложения от двусоставных?
  • Назовите виды односоставных предложений.
  • Итак,  мы повторили сведения обо  всех типах односоставных предложений. Посмотрим, насколько вы усвоили данный материал.

Вам предстоит выполнить тесты. Откройте файл «Итог урока», выполните задания.

Задание № 1. Укажите правильный вариант ответа.

1.    Односоставное определённо-личное предложение.

  • А) Зима.
  • Б)  Умную голову почитают смолоду.
  • В) Как чувствуешь себя?
  • Г) Светает.

2.   Односоставное неопределённо-личное предложение.

  • А) На Бога надейся, а сам не плошай.
  • Б)  Цыплят по осени считают.
  • В)  Мне грустно.
  • Г) Тишина.

3.   Односоставное безличное предложение.

  • А) Вот и мама!
  • Б) У соседа ума не займёшь.
  • В) А судьи кто?
  • Г) В саду темно.

4.   Односоставное назывное предложение.

  • А) Дрожит как лист на осине.
  • Б) Сильнее кошки зверя нет.
  • В) По росту одежду кроят.
  • Г) Какое дивное утро.

Задание № 2.  В каком из вариантов правильно указан главный член односоставного предложения?

1.  К твёрдым убеждениям нужно относиться с уважением. (В.Гаршин.)

  • А)  нужно относиться с уважением
  • Б) нужно
  • В) относиться
  • Г) нужно относиться

2.   Всякое деяние осматривай со стороны его вреда и его пользы (Л.Толстой.)

  • А) осматривай
  • Б) осматривай со стороны
  • В) деяние со стороны
  • Г) со стороны его вреда и пользы

3.  Каждое дело следует доводить до конца. (Я.Мавр.)

  • А) следует доводить
  • Б) следует доводить до конца
  • В) следует
  • Г) доводить

4.   Никого так не презирают в народе, как изменников Родины. (В.Козлов.)

  • А) никого так не презирают
  • Б) никого так не презирают в народе
  • В) не презирают
  • Г) не презирают в народе

5.   Непреодолимого на свете нет ничего. (А.Суворов.)

  • А) нет
  • Б) нет ничего
  • В) непреодолимого нет ничего
  • Г) на свете нет ничего

6.   Стыдно презирать своих соотечественников и гнушаться ими. ( Н. Новиков.)

  • А) презирать и гнушаться
  • Б) стыдно
  • В) стыдно презирать
  • Г) стыдно презирать и гнушаться

Ответьте на вопросы:

  1. Какую тему повторили сегодня на уроке? Где может пригодиться данная тема?
  2. Что было самым трудным на занятии сегодня?
  3. Какую оценку поставили бы сами себе за урок?

 

Спасибо за внимание! До свидания!

 

 

 

Министерство
образования и науки
Российской Федерации
Министерство
образования и науки
Республики Хакасия
Портал
государственных услуг

Российской Федерации
Федеральный институт
педагогических
измерений
Официальный
информационный

портал ЕГЭ
Федеральный
центр

тестирования
Официальный
информационный

портал ГИА